Реклама


Удар молнии

На экскурсиях меня часто спрашивают:
- Какая из версий вам ближе всего?
Я отвечаю:
- Удар молнии.

Гроза всегда опасна для самолетов. Статистика летных происшествий говорит о том, что от 60 до 70 процентов их происходит от поражения молниями, которые, впрочем, не всегда приводят к катастрофам. Могут выйти из строя радиоаппаратура, средства связи и навигации, электрооборудование и разрушиться некоторые металлические конструкции самолета. Я часто задаю себе вопрос: почему Гагарин и Серегин не сообщили об опасности, свалившейся на них? Для этого они имели достаточно времени, но почему-то промолчали. Может, молния ударила в самолет, в антенну, отключила связь и оглушила их?

В материалах следствия государственной комиссии есть упоминание о том, что В. С. Серегин как летчик-инструктор по какой-то причине (предполагается, из-за ухудшения метеоусловий в зоне пилотирования) принимает решение досрочно прекратить выполнение летного задания и вернуться на базу. Но почему-то члены комиссии этому факту не придали особого значения. Да и сейчас об этой версии мало пишут.

А вот версия М. И. Исаева из Нижнего Новгорода, мне кажется, ближе всех к разгадке причины гибели отважных летчиков.

Михаил Иванович считает, что в природе существует особый вид энергии - так называемые слабые и сильные электромагнитные поля, которые создаются за счет возникновения грозовых разрядов молний. На земном шаре в сутки их бывает от 40 до 80 млн. На небе и на земле создаются противоположные электрические заряды, которые при определенных условиях взаимодействуют друг с другом в виде грозовых разрядов. Самолет, летящий под верхним слоем облаков, может получить, набрать до 1,5 млн вольт статического электричества, допустим, положительных зарядов.

Самолет Гагарина и Серегина летел между двумя слоями облаков, которые имели разные потенциалы. Можно предположить, что после доклада о выполнении задания Юрий Алексеевич стал снижать самолет от верхнего слоя облаков к нижнему с одновременным разворотом с курса 70 на 320. В этот момент происходит грозовой разряд, молния ударяет в хвостовую антенну, оба летчика теряют сознание, так как были в наушниках, и самолет, естественно, теряет управление, входит в штопор и быстро несется к земле. Возможно, летчики и пришли в себя, сделали попытку исправить положение, но было уже поздно.

Эту версию комиссия отвергла без всякой аргументации и не допустила ее автора к останкам самолета, где бы он смог найти следы грозового поражения и убедиться в правильности своей версии. Кстати, М. И. Исаев изобрел два прибора, которые могут защитить самолеты от грозы, получил на них авторские свидетельства.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version