Реклама


Байконур вчера и сегодня

Я дважды был на космодроме Байконур. Первый раз в апреле 1990 года, второй - в апреле 1997 года. Таким образом, мне довелось видеть его в доперестроечное и в постперестроечное время.

В начале апреля 1990 года руководство АМКОС СССР включило меня в группу музейных работников для поездки на Байконур. Я много слышал и читал о нем, но чтобы самому увидеть!

В России есть несколько космодромов: Капустин Яр в Астраханской области, Плесецк в Архангельской области, Свободный на Дальнем Востоке. Но Байконур для всех -первый.

Решение о строительстве космодрома было принято советским правительством 12 февраля 1955 года, а 2 июня уже началось строительство. Через два года с космодрома Байконур стартует 1 -и искусственный спутник Земли, а затем и первый человек планеты Ю. Гагарин.

Вылет на Байконур был назначен на 18 апреля в 6.30 утра с Внуковского аэродрома. Самолет фирмы "Энергия" ТУ-134 был прикомандирован Г.С. Титову - тогда заместителю командующего военно-космических сил страны.

Нас подняли в 3 часа ночи. Почему так рано? Оказывается, время московское отстает от казахстанского на 2 часа, да еще столько же надо лететь.

Подлетаем к Байконуру. На земле ничего не видно. Мне вдруг сразу стало понятно, почему космодром построили именно здесь: здесь всегда ясное небо, а над землей - какая-то пыльная мгла из-за суховеев, она как бы скрывает ракетный комплекс.

Приземлились в 11.25 по местному времени. Город Ленинск находится в 3 километрах от аэродрома, в нем живут 100 тысяч человек; 80 тысяч солдат и офицеров обслуживают космодром; средняя температура зимой -30, летом +40, часто бывают ураганные ветры; земля вокруг серая, соль выступает повсюду, садоводы ухитряются что-то выращивать на дачных участках и огородах, невольно думаешь о саратовской земле.

Едем на гагаринскую площадку в сопровождении ГАИ по дороге, по которой первый космонавт 12 апреля 1961 года ехал на исторический старт.

- Мечта фотографов, - говорит наш гид. - Хоть какие-то облачка есть на небе. У нас ведь 360 дней в году безоблачных. Это вы нам привезли эти облачка... Космодром Байконур по протяженности в несколько раз больше Ленинска. Кстати, гостиница одного предприятия носит название " На семи ветрах".

Через полчаса доезжаем до места. Автобус близко останавливается у "Гагаринского старта". Мощная установка с фермами обслуживания. Жаль, нет на ней ракеты.

"Гагаринский старт" стар по конструкции, но он еще активно работает. После Юрия Алексеевича с него стартовало в космос более 300 ракет. На установке звездочками отмечается каждый старт.

Многие из нас поднялись на площадку, с которой Ю.А. Гагарин 12 апреля 1961 года помахал рукой провожавшим его в полет. Я тоже там постоял, сфотографировался, у основания гагаринской установки взял землю для музейной экспозиции, прихватил заодно и гайку, которая мне показалась " лишней".

Жаль было уезжать, но гид торопил: впереди много интересного, а времени мало.

Действительно, все было интересно, рассказать о новых пусковых объектах мне, не специалисту, трудно. Это надо видеть! Их много, они отдельными хуторами расположены по огромной территории ракетного комплекса.

Особое впечатление произвела стартовая установка "Энергия", на которой запускаются мощные ракетоносители. Сказать: громадное сооружение, значит ничего не сказать. Там, где под комплексом вырыт огромный котлован для выхода отработанных газов и огня, есть ограждение и можно вниз посмотреть. Некоторые не решались это сделать: кружится голова. Глубина котлована 42 метра!

Мы побывали в МИКе, где собирали три "Бурана". Смотрятся они красиво, по ним лазят люди в белых халатах, исследуя машины.

- В 1991 году им предстоит лететь в космос, возможно, в пилотном варианте, -сообщает гид.

Весь ракетный комплекс "Байконур" за один день посмотреть невозможно. К концу дня мы изрядно устали не только от увиденного, но и от впечатлений.

В заключение нам показали музей истории Байконура, домик Ю.А. Гагарина, в котором он с Г. С. Титовым провел предстартовую ночь, домик С.П. Королева. Все очень просто. Сохранить бы их... В мемориальном домике Ю.А. Гагарина я подарил байконурцам горсть земли с места приземления первого космонавта мира и книгу "Наш Гагарин".

Улетали мы вечером, при заходе солнца, который длился долго - мы как бы догоняли его. Завтра оно снова взойдет на обратной стороне, в Казахстане, и снова мотовозы повезут байконурцев на стартовые площадки, а мы будем рассказывать, как здорово работает ракетный комплекс, готовый в любую минуту запустить в космос ракету с человеком на борту или с начинкой боевого заряда, если это потребуется.

Второй раз мне пришлось побывать на космодроме в составе правительственной делегации Саратовской области во главе с губернатором Д.Ф. Аяцковым.

Прошло 7 лет... Средства массовой информации сообщали: космодром теряет свое значение, брошен на произвол судьбы, плохо финансируется правительством России, резко сокращено число космических запусков, специалисты покидают Байконур. Так ли это?!

6 апреля 1997 года на правительственном самолете мы вылетели из Саратова. В составе делегации было много министров, так как целью представительной поездки было заключить договор о торгово-экономическом сотрудничестве с администрацией города Байконур. Большинство впервые летело на Байконур, но каждый имел конкретное дело. Что будет предлагать наша сторона? Построить дома в Саратовской области ветеранам ракетного комплекса, предоставить детям возможность летом отдыхать в наших лагерях (кстати, наш климат очень им нравится), открыть постоянно-действующую авиатрассу Саратов-Байконур для туристов и торговый дом. Мы, в свою очередь, в результате могли бы получить дополнительное жилье за счет строительства на паритетных началах из сумм, выделяемых федеральным бюджетом на эти цели, а также дополнительные рабочие места. Расширятся торговые возможности за счет связей не только с Байконуром, но и в целом с Кзыл-Ординской областью.

Наш самолет Як-42 летел на высоте 7100 метров. С такой высоты 12 апреля 1961 года из кабины космического корабля катапультировался Ю. А. Гагарин. Было интересно посмотреть на землю и представить, что и как он видел, куда опускался. Мне земля показалась прекрасным узором. Зеленела трава, по оврагам белел снег, темнела талая вода.

Приземлились в аэропорту Крайний. Нас встретил глава администрации Байконура Г. Д. Дмитриенко и сразу же повез в свою резиденцию. По дороге узнаю, что город Ленинск переименован казахами в Байконур. Теперь город и космодром стали жить одним именем. Резкий контраст между прошлым Ленинском и нынешним Байконуром бросился в глаза: сплошные мертвые кварталы, в домах нет ни окон, ни дверей, запущенность и полное разрушение. Как Сталинград в войну. Ужас.

- В период перестройки Казахстан перекрыл нам кислород, - поясняет мэр Г. Д. Дмитриенко. - Казахи-хозяева на давали воды, продовольствия, электроэнергии. Представляете, в сильную жару не работают холодильники. Как уберечь продукты?! Многие лишились рабочих мест. Что остается делать? Люди стали покидать город и перебираться в Россию, в том числе и в Саратовскою область. Вы видели дома сплошь безлюдные. Местные жители варварски громят их. Ничего сделать не можем.

Слушать все это из уст мэра было больно. Однако он не переставал верить, что на космонавтику найдутся деньги и тогда...

- Байконур - наша гордость, и наш долг поддержать вас, - заявил представителю администрации города Д. Ф. Аяцков. - Мы приехали, чтобы протянуть руку помощи. Нас связывают общие нити, наш земляк Юрий Алексеевич Гагарин. Сегодня мы подпишем договор и постараемся его неукоснительно выполнять. - Дмитрий Федорович рассказал о возможной помощи, мэр с благодарностью принял саратовские предложения. Договор тут же подписали.

Потом нас повезли тем же маршрутом на космодром, как и в 1990 году. Многое мне было знакомо, но в душе не было радости, как тогда. Правда, когда увидел свою книгу и горсть земли с места приземления Ю. А. Гагарина, подаренные мною в апреле 1990 года в домик Гагарина, стало потеплее на сердце. Работники музея истории Байконура даже пообещали поделиться с нашим музеем некоторыми космическими экспонатами.

Нам повезло: в этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Прогресс М-34", на борту которого находилась наша капсула с саратовской землей, взятой с места приземления Ю. А. Гагарина. Запуск мы наблюдали ночью, находясь на смотровой площадке. Перед нами были мониторы, мы видели крупным планом ракету, слышали команды... И вдруг ночное небо озарилось ярким светом, раздался грохот: ракета стартовала в небо под дождем. Значит, старт и полет будут благополучными. Так оно и вышло. Увидеть такое - не каждому в жизни дано. Улетали мы поздно ночью. Усталые и очень довольные посещением. Но тревожная мысль о судьбе Байконура, наверное, была у каждого. Редактор газеты "Саратовские вести" Т.В. Артемова не случайно озаглавила свой репортаж об этой поездке так: "Сменится ли черная ночь над Байконуром светлым днем?"

Очень хочется, чтобы светлый день настал. И не только для космодрома Байконур, но и для всей российской космонавтики, для России.

А пока дома для ветеранов космодрома строятся, они охотно едут жить в нашу область, дети отдыхают в оздоровительных лагерях. Самолет Як-42 постоянно летает на Байконур. Саратовцы свое обещание, данное в договоре, выполняют. С космодрома Байконур пока стартуют ракеты. Правительство России делает все возможное, чтобы сохранить космодром, продлить его космическую славу. Ведь с этого места впервые стартовал Человек в просторы Вселенной.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version