Реклама


1.2. Первые шаги к космическому рубежу

Тот факт, что ракетная и космическая техника самым непосредственным образом связана с передовыми достижениями науки своего времени, должна отвечать самым высоким стандартам надежности и эффективности, поскольку рассчитана на эксплуатацию в неблагоприятных условиях космического пространства, обусловил одну важную особенность деятельности государства по исследованию и использованию космического пространства. Эта деятельность представляет собой коллективные усилия ученых, инженерно-технических специалистов, рабочих высочайшей квалификации, представителей других специальностей, каждый из которых должен обеспечить свой вклад в достижение общей цели, строжайшим образом соблюдая временные графики, технические условия и проектные требования. Как будет показано в одной из последующих глав, планирование на высшем государственном уровне и использование самых передовых методов управления являются важнейшими составляющими успеха национальной космической программы.

Для первых этапов развития конструкторской и испытательской, а затем и научно-исследовательской деятельности Советского Союза в области ракетной техники, которая вместе с авиационной техникой стала впоследствии фундаментом советской космонавтики, характерен энтузиазм и беззаветное служение романтической идее прорыва в атмосферу, в космос, во Вселенную выдающихся личностей, ставших во главе кружков инженеров и конструкторов, общественных организаций, объединений популяризаторов знаний о природе, технике, космическом пространстве. Идеологические аспекты и политические мотивы развития ракетной техники и космонавтики не были первостепенными в их мировоззрении, хотя они прекрасно понимали опасности безграничной милитаризации этих передовых областей научно-технического прогресса и открыто говорили об этом и руководству страны, и широкой общественности.

1924 год был далеко не самым легким для молодой Советской республики. В стране, не оправившейся от войн и интервенций, осуществлялась новая экономическая политика (НЭП), до ликвидации безработицы было еще далеко. Науке и технике приходилось решать весьма прозаические задачи формирования базовых отраслей народного хозяйства. И как бы наперекор превратностям судьбы в июне 1924 года в Москве состоялось организационное собрание Общества изучения межпланетных сообщений. Вот выдержки из его устава: «Задачей Общества изучения межпланетных сообщений является работа по осуществлению заатмосферных полетов с помощью реактивных аппаратов и других научно обоснованных средств.

На пути к этой конечной цели деятельность Общества протекает в следующих направлениях:

а) самостоятельная научно-исследовательская работа; б) объединение на территории СССР всех лиц, работающих в области изучения межпланетных сообщений или ведущих научную разработку относящихся к этой области вопросов; в) собирание сведений о происходящих в данной области работах на Западе; г) распространение среди широких масс правильных сведений о современном состоянии вопроса об изучении межпланетных сообщений...»5.

А начиналось это общество несколько раньше. 20 января 1924 года Ф.А. Цандер, талантливый инженер и пламенный энтузиаст межпланетных полетов, выступил в московском Обществе любителей астрономии с докладом «О конструкции межпланетного корабля и о перелетах на другие планеты», в котором он предложил создать Общество изучения межпланетных сообщений. Ряд авторов указывает на то, что в декабре 1921 года Ф.А. Цандер встречался в Москве на Конференции изобретателей с В.И. Лениным, который с интересом отнесся к самой идее межпланетных путешествий.

В апреле того же года в Военно-научном обществе Академии воздушного флота им. Н.Е. Жуковского (той самой Военно-воздушной академии, которую четыре десятилетия спустя окончили первопроходцы космоса, проходившие подготовку к полетам в «гагаринском» отряде и первая в мире женщина-космонавт В.В. Терешкова) была создана секция межпланетных сообщений, поставившая перед собой такие задачи: «объединение всей работы, ведущейся в СССР по изучению реактивного двигателя; пропаганда идеи межпланетных сообщений; научно-исследовательская работа, в первую очередь организация лаборатории». 30 мая 1924 года известный в то время инженер и разносторонний ученый, один из авторов плана электрификации страны ГОЭЛРО М.Я. Лапиров-Скобло выступил в Политехническом музее с лекцией «Межпланетные путешествия (Как современная наука и техника разрешают этот вопрос)». После его доклада началась запись в члены будущего общества. В этот день в общество записалось около 200 человек, в своем большинстве - учащиеся, рабочие и служащие, ученые и изобретатели.

Одним из научных руководителей и активных участников общества был ученик Н.Е. Жуковского профессор Московского высшего технического училища (МВТУ) и Военно-воздушной академии В.П. Ветчинкин, отдавший много сил борьбе с противниками идей К.Э. Циолковского. Он защищал замыслы основоположника теории космонавтики на основе самых последних для своего времени достижений математики, физики, аэродинамики, других наук.

Общество изучения межпланетных сообщений работало в трудных условиях, когда не только широкая общественность, но и многие ученые, мягко говоря, скептически относились к самой идее космических полетов. Но энтузиазм и вера в мечту, настойчивость и терпение в организации первых инженерных проектов в сочетании с популяризацией и пропагандой научных знаний и дерзновенных замыслов, связанных с будущим человечества во Вселенной, преодолели все трудности, сделали это общество в полном смысле предвестником и одновременно пионером великих свершений в космосе. В этой связи хотелось бы сказать несколько слов о двух выдающихся популяризаторах знаний о ракетах и космических аппаратах будущего, о строении Солнечной системы и Вселенной, чья подвижническая деятельность способствовала внедрению космических идей в мировоззрение и общественное сознание нескольких поколений наших соотечественников.

«Было время, когда признавалось невозможным переплыть океан; нынешняя всеобщая вера в недосягаемость небесных светил столь же безосновательна, как и убеждение наших предков в недостижимости антиподов. Правильный путь к разрешению проблемы заатмосферного летания и межпланетных путешествий уже намечен; к чести русской науки, он предуказан человечеству русским ученым. Практическое же разрешение этой грандиозной задачи, невыполнимое сейчас, может осуществиться не в столь далеком будущем... И если те простейшие сведения из этой области знания, которые рассеяны в настоящей книге, заронят в уме любознательного читателя искру интереса к изучению механики и физики Вселенной, если они возбудят желание поближе познакомиться с фундаментом величественной науки о небе, то цель автора будет достигнута вдвойне».

Как вы думаете, кем и когда были написаны эти строки? В 1915 году действительным членом Русского Астрономического Общества Я.И. Перельманом, отдавшим всю свою жизнь пропаганде идей космонавтики и геройски погибшим в блокадном Ленинграде.

Я.И. Перельман (1882-1942) был представителем российской интеллигенции, для которого служение великой мечте, стремление добиться поддержки обществом грандиозной идеи проникновения в космос и осуществление межпланетных путешествий было выше его политических убеждений. Поэтому Октябрьская революция не повлияла на убеждения и творческую деятельность Я.И. Перельмана - он с такой же энергией и убежденностью продолжал пропаганду идей межпланетных путешествий, а с 1924 года принимал активное участие в работе Общества изучения межпланетных сообщений. Я.И. Перельман владел английским, немецким и французским языками, внимательно следил за развитием ракетной техники и научной мысли за рубежом. Обо всем этом он рассказывал в своих книгах, статьях, популярных лекциях. Его «Занимательная физика» до сих пор остается эталоном популяризации научных знаний.

Другим выдающимся пропагандистом знаний о космосе и космонавтике был выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения профессор Н.А. Рынин (1877-1942). После окончания института он увлекся авиацией, стал популяризатором полетов в стратосфере и в космосе. В 1909 году при его участии в Петербурге была организована аэродинамическая лаборатория. Н.А. Рынин возглавил в институте инженеров путей сообщения кафедру воздушных сообщений. Сам этот институт был позднее преобразован в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, а затем в Академию им. А.Ф. Можайского.

Н.А. Рынин вошел в историю космонавтики не столько как ученый и преподаватель, но в первую очередь как популяризатор идей космических полетов, автор первой в мире многотомной энциклопедии «Межпланетные сообщения». О широте просветительской деятельности Н.А. Рынина свидетельствует перечень проблем, которые освещаются в энциклопедии: «Мечты, легенды и первые фантазии»; «Космические корабли в фантазиях романистов»; «Лучистая энергия в фантазиях романистов и проектах ученых»; «Ракеты и двигатели прямой реакции»; «Теория реактивного движения»; «Суперавиация и суперартиллерия»; «Русский изобретатель и ученый К.Э. Циолковский. Его биография, работы и ракеты»; «Теория космического полета»; «Астронавигация. Летопись и библиография».

Современники Н.А. Рынина вспоминали, что квартира профессора была своеобразным народным университетом - каждый мог прийти в гости, взять любую книгу, делать выписки за специальным столом в кабинете ученого. Гостеприимный хозяин читал посетителям курс «межпланетные сообщения».

Именно усилиями таких людей, как Я.И. Перельман и Н.А. Рынин, идеи развития ракетной техники и космонавтики обретали все больше сторонников, а молодое поколение шло в технические высшие учебные заведения, чтобы стать профессионалами в этих областях, в аэроклубы и летные училища, чтобы получить возможность шагнуть в небо. Немало сил отдали эти энтузиасты ракетной техники и космонавтики организации первой в истории Международной выставки по межпланетным сообщениям, которая была организована в Москве в 1927 году.

Какой бы широкой и продуктивной ни была пропагандистская деятельность, реальное освоение атмосферы и космоса начинается с проектирования и испытаний опытных летательных аппаратов, которые затем могут быть переданы в серийное производство. Эту грандиозную задачу взяли на себя добровольные творческие коллективы инженеров, конструкторов, изобретателей, испытателей. Их усилиями и энтузиазмом были созданы «в металле» первые образцы ракет, реактивных самолетов, приборов и оборудования, моделей будущих космических аппаратов.

Знаете ли вы, что означают буквы ГИРД? Это энтузиасты, называвшие себя «Группа инженеров, работающих даром», а официально это была Группа изучения реактивного движения при Обществе содействия обороне, авиации и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) - предшественнике современного ДОСААФ. Здесь в 1931 году была создана секция ракетных двигателей, которую возглавил Ф.А. Цандер. Подобные группы появились в Ленинграде, Баку, Тифлисе, Архангельске, Брянске и других городах. Однако реальных успехов добились московский ГИРД и ленинградская Газодинамическая лаборатория (ГДЛ)9.

Идейным вдохновителем и научным руководителем московского ГИРДа был Ф.А. Цандер, начальником ГИРДа был назначен С.П. Королев, в будущем Главный конструктор космических кораблей. Работа по главным проблемам, связанным с созданием ракет и других видов ракетной техники, строилась по бригадному принципу. Каждая из бригад имела свой профиль: создание жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), конструкции ракет, проектирование и строительство сверхзвуковой аэродинамической трубы, применение ГИРД в авиации и т.д. Ф.А. Цандер, еще до прихода в ГИРД построивший и испытавший ракетный двигатель оригинальной конструкции ОР-1, возглавил в ГИРДе первую бригаду.

Ленинградская Газодинамическая лаборатория была создана в 1928 году на базе существовавшей с 1921 года Лаборатории под руководством выдающегося ученого-химика Н.И.Тихомирова (1860-1930), посвятившего свою жизнь разработке порохов, ракет на твердом топливе, других важных проблем ракетной техники. Имя Н.И. Тихомирова, как и многих других ученых и инженеров, присвоено кратеру на обратной стороне Луны. С момента своего преобразования в ГДЛ лаборатория Н.И. Тихомирова подчинялась Военно-научно-исследовательскому комитету при Реввоенсовете СССР.

Так же, как в московском ГИРДе, в ГДЛ существовали проблемные подразделения -. отделы. Наиболее перспективными считались отделы пороховых ракет, ракет на жидком топливе, авиационного применения пороховых ракет, минометный, порохового производства. К 1933 году в ГДЛ работало уже около 200 сотрудников. В 1929 году в ГДЛ начались экспериментальные разработки электрических ракетных двигателей и жидкостных ракетных двигателей.

Плодотворная работа инженеров и изобретателей ГИРДа и ГДЛ не осталась вне внимания высших лиц политического и военного руководства СССР, которые были серьезно озабочены проблемами обороны молодого государства от агрессии извне. Усилиями выдающегося военачальника тех лет маршала М.Н. Тухачевского было подготовлено изменение общественного статуса ГИРДа и ГДЛ. Осенью 1933 года в соответствии с приказом маршала М.Н. Тухачевского был организован первый в мире государственный Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Он был подчинен Народному комиссариату тяжелой промышленности. На базе весьма значительных для своего времени достижений ГИРДа и ГДЛ в РНИИ начались целенаправленные разработки ракетных двигателей, авиационных двигателей, различных образцов ракетного оружия и ракетного топлива.

В РНИИ были заложены основы советской ракетной и космической промышленности, ряда отраслей авиационного двигателестроения. По мере того как успешно проходили стендовые и летные испытания различных видов ракетных снарядов, обычных и реактивных двигателей для боевых самолетов, ставились и оперативно решались вопросы серийного производства этих новых видов оружия и боевой техники. Выпуск этой новой продукции осваивали действовавшие в то время заводы или создавались заводы нового профиля, конструкторские бюро, научно-производственные объединения. Так шаг за шагом формировалась передовая отрасль советской промышленности - ракетно-космическая. Продукция этой отрасли продемонстрировала высокую конкурентоспособность и в течение нескольких десятилетий обеспечивала Советскому Союзу передовые позиции в мировой космонавтике. Не утратила своей конкурентоспособности во многих областях и ракетно-космическая отрасль Российской Федерации.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version