Реклама


6.5. В космос за 30 копеек

Мне повезло. В англо-русском разговорнике я нашел слова: «Мы хотели бы посетить Выставку достижений народного хозяйства СССР». Они пришлись как нельзя кстати: ведь я не говорю по-русски и уж, конечно, не знаю, как отыскать в Москве это место.

Я открыл 86-ю страницу разговорника, на которой было спасительное предложение, ткнул в него пальцем и показал шоферу такси. Шофер внимательно изучил фразу из разговорника, взглянул мне в глаза и дал газ. Монументальный фасад гостиницы «Украина» стал быстро удаляться от нас.

Это не выставка, это -- город мечты. Широкие аллеи, высокие деревья, яркие цветы, бьющие фонтаны. Льется классическая музыка, величественные здания в самых различных архитектурных стилях усиливают впечатление.

Каждый павильон посвящен труду и местным особенностям одного из районов Советского Союза. Представлены промышленность, искусство, наука и другие стороны жизни и деятельности области или республики.

Рядом с большим фонтаном, в центре которого находится группа золоченых фигур в национальных одеждах, расположено приземистое скромное здание. Сразу бросаются в глаза классические пропорции и изящные детали отделки павильона. С обеих сторон главного входа устремленные вверх ракеты. Над входом слова «Академия наук СССР: Космос».

Внутри космического павильона и мрак, и свет. Светом здесь пользуются умело и эффектно. С его помощью привлекают внимание к отдельным экспонатам. Условные, но с научной точки зрения правильные фрески отражают взаимодействие полей в солнечной системе; на куполообразном потолке экраны, на которых можно проследить полет космических кораблей.

В одном из углов первого зала можно ознакомиться с прологом к советским космическим исследованиям. Диаграммы, разрезы приборов и настоящие ракеты рассказывают о первых исследованиях в области ракетной техники, проводимых в Советском Союзе в тридцатых годах.

Проходим в главные залы павильона. Здесь экспонаты расположены на фоне красной драпировки из грубой ткани в отсеках, напоминающих пещеры. Создается сверхъестественное впечатление огромных просторов космоса. Исторический экскурс продолжается. Вот метеорологическая ракета ММР-1, прозрачный носовой конус геофизической ракеты А-1 (вес исследовательского аппарата 735 кг, достигнутая высота 110 км), «высотная геофизическая станция» - полезный груз ракеты, сфотографировавшей солнечную корону во время затмения 15 февраля 1961 года.

Интригующий экспонат - на стеклянном экране четкие контуры 23 ракет без названия. Ракеты изображены на разных высотах, но это сделано для лучшей наглядности и не имеет никакого отношения к достижениям в каждом запуске. А между 22 и 23 ракетами, слева, знак Международного геофизического года - может быть, намек на номер ракеты, с помощью которой был запущен «Спутник-1».

Затем посетители видят «Спутник-1», вернее, его блестящую модель. Он подвешен под потолком прямо над головами. Рядом с ним модели «Спутника-2» с капсулой, в которой отправлялась на орбиту Лайка, «Спутник-3» с приборным оборудованием.

В центральном зале внимание приковывает огромный «Лунник-2». Рядом с ним в прозрачных трубках вращаются копии сферического вымпела с пятиугольными гранями. Вымпел был доставлен на поверхность Луны 14 сентября 1959 года. «Лунник-З» эффектно освещен снизу панелями из разноцветного стекла. Окна объективов в его верхней части открыты. Мне вдруг показалось, что прошла целая вечность - с октября 1959 года - с тех пор, как была получена фотография обратной стороны Луны.

Ракетные исследования с использованием животных представлены тремя контейнерами с макетами собак.

Но основной интерес у посетителей павильона вызывает зал, посвященный космическим полетам человека.

Мне кажется, что павильон служит одним из эффективных средств космического образования масс. На дальней стене зала установлены две пары экранов. На одной одновременно демонстрируются два фильма. На правом экране -- фильм о полете Гагарина, подготовка к полету и его результаты. На левом экране мы видим человека, который комментирует этот полет: он хорошо подготовлен к этому, ведь его зовут Юрий Гагарин.

Перед экранами восхищенные зрители. Девочки с косичками, группа школьников, старушка в длинной черной юбке с платочком на голове. Юноши, мужчины, целые семьи, самая разнообразная публика. Все замерли, стараясь не пропустить ни слова из рассказа о великом свершении. Затем начинается фильм о полете Титова. На многих экранах с короткими перерывами демонстрируются фильмы о космических исследованиях.

Я надолго запомнил восхищение людей. Космонавты рассказывали о своих полетах, а простые люди слушали их. Это нельзя назвать музеем в традиционном смысле этого слова, хотя здесь и собраны коллекции экспонатов космического века, достойные самого интересного музея. Это всесторонняя демонстрация опыта космонавтики, умелое и непосредственное преподнесение информации. У входа - приветствующая посетителей ракета-богиня, у выхода - киоск с космической литературой и бесчисленными советскими космическими значками.

Тысячи людей приходят в этот павильон каждый день...

Во многих странах есть свои места или исторические памятники, отражающие национальный характер. В США есть «страна Диснея», в Лондоне - Тауэр. Но здесь, в уникальном месте - в фантастическом городе с павильонами многих отраслей науки промышленности и искусства, есть уникальный павильон, рассказывающий об освоении космоса. Нигде больше нельзя получить более полного представления о советском образе жизни. Здесь можно увидеть великую советскую мечту.

Кеннет Оуэн.
Английский журнал «Флайт».
Июнь, 1965.

Размышляя о навсегда утраченных реликвиях космического наследия России, нельзя не вспомнить еще о двух величайших творениях советской космонавтики. Одно из них многоразовый пилотируемый корабль «Буран», Вот что рассказал о нем заместитель Генерального директора научно-производственного предприятия «Радуга» (Санкт-Петербург), участвовавшего в реализации проекта, А. Железняков: «12 февраля 1976 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 132-51 «О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 20 тонн».

Летно-конструкторские испытания транспортной системы были начаты 15 мая 1987 года, когда с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Энергия» с полувоенным грузом «Полюс» на борту. Задачи пуска были выполнены не полностью. Носитель вывел полезную нагрузку в расчетную точку, но ее перевод с помощью собственных двигателей на околоземную орбиту закончился неудачей.

Второй пуск ракеты-носителя «Энергия», на этот раз с кораблем «Буран», был произведен 15 ноября 1988 года. Корабль успешно вышел на околоземную орбиту и, совершив два витка вокруг Земли, в автоматическом режиме совершил успешную посадку на космодроме Байконур.

Программа по созданию транспортно-космической системы многоразового использования была официально закрыта в 1994 году, хотя фактически это произошло еще раньше. Причиной этого стали распад Советского Союза и кризис, поразивший экономику России в начале 90-х годов. К моменту закрытия программы было построено или велось строительство пяти летных экземпляров корабля «Буран».

Один из «Буранов» выкуплен частной фирмой и установлен в московском Парке культуры и отдыха недалеко от Крымского моста. Здесь создан аттракцион «Буран: космическое путешествие». Не самая лучшая судьба для дееспособного космического корабля. Ведь «Буран» был для нашей страны значительным шагом вперед в совершенствовании космических систем, и очень не хочется, чтобы он был сделан впустую.

20 января 1986 года в Советском Союзе была выведена на орбиту орбитальная станция «Мир». Так началась эксплуатация советских пилотируемых космических аппаратов третьего поколения. Этот запуск был осуществлен, когда в США уже полным ходом шли работы над созданием системы противоракетной обороны космического базирования. Американские аналитики обратили внимание на то, что в той ситуации, когда республиканская администрация США встала на путь интенсивной милитаризации космического пространства, Советский Союз фактически начал реализацию мирной альтернативы американскому курсу в космосе: «В том, что космическая станция носит такое название, нет ничего удивительного, поскольку в 1985 году Советы внесли в Организацию Объединенных Наций предложение, которое называлось «Звездный мир» и противопоставлялось программе «звездных войн» президента Рейгана».

Станция «Мир» проработала в космосе три «проектных срока». На ее борту трудились множество российских и международных экипажей, здесь были поставлены рекорды продолжительности пребывания в космосе, отработаны методики научных исследований и прикладных экспериментов самого различного характера.

Работавшие на борту «Мира» космонавты и астронавты общими усилиями ремонтировали бортовое оборудование, устраняли серьезные аварии, тушили пожар. Вопрос о будущем орбитальной станции «Мир» широко обсуждался не только руководителями российской космической программы, министрами и законодателями. Он стал объектом широкой и заинтересованной международной дискуссии. Хотелось бы в этой связи привести лишь одну выдержку из заявления Государственной думы «О функционировании орбитальной станции «Мир» в пилотируемом режиме», принятого 24 ноября 2000 года 262 голосами против 34: «Государственная дума считает, что сохранение ОС «Мир» в пилотируемом режиме позволит России: сохранить более 100000 рабочих мест для ученых, инженеров и рабочих, имеющих высокую квалификацию; поддержать тенденцию увеличения производства наукоемкой продукции и развития наукоемких технологий, которые обеспечат устойчивое развитие России в XXI веке; привлечь иностранные инвестиции в создание наукоемких технологий; продолжить фундаментальные и прикладные научные исследования в космосе; поддержать тенденцию противодействия амбициям Соединенных Штатов Америки, связанным с определением ими мирового порядка как на Земле, так и в космосе».

Было много проектов сохранения станции «Мир». Однако, если задуматься о значении станции как первого постоянно действующего форпоста землян в околоземном космосе, то она, право же, заслуживала иную судьбу. Ее можно было бы перевести на более высокую орбиту и сохранить в неприкосновенности на многие века как элемент культурного наследия человечества конца второго - начала третьего тысячелетия новой истории. Однако в начале 2001 года станция «Мир» была затоплена. Судить о том, правильно ли это, предстоит потомкам...

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version